«Наши шаги в будущее»
«Будущее должно быть заложено в настоящем.
Это называется планом.
Без него ничто в мире не может быть хорошим»
Георг Лихтенберг
Характерная черта нашей жизни – нарастание темпа изменений. Мы живем в мире, который имеет много различий с тем миром, в котором мы родились. Российские школы уже давно вошли в информационный век. Современного ученика невозможно представить без телефона или планшета в руках, а компьютер является одним из основных средств обучения. Применение информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательной деятельности делает процесс обучения и воспитания интересным и занимательным, создаёт у детей бодрое, рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные способы применения информационно-коммуникационных технологий поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету.
Большинство российских школ уже давно заполняют электронные журналы-дневники, у многих педагогов есть личный веб-портал, на уроках учителя работают с виртуальными лабораториями и конструкторами различных моделей, с электронными энциклопедиями и тренажерами.
Такие цифровые образовательные платформы, как LECTA, ЯКласс созданы для внедрения современного электронного образовательного контента (информационного материала в электронном виде) в школы России. Все готовые материалы предназначены для подготовки и проведения уроков. Учитель может их редактировать, сокращать, дополнять и на этой основе выстраивать работу на уроке.
Статистика показывает, что популярность таких цифровых проектов растет. Учителя не имеют сомнений в необходимости использования учебников в электронной форме в образовательном процессе.
У нас действуют различные Всероссийские проекты для педагогов.
Так, в 2011 году стартовал проект для педагогов «Школа цифрового века» и все эти годы он неизменно оправдывает ожидания учителей. Каждый участник через Личный кабинет получает доступ к методическим и психолого-педагогическим вебинарам и видеолекциям, электронные учебники от ведущих издательств, доступ к методическим брошюрам по различным школьным дисциплинам, ежедневную подборку новостей образования и многое другое.
На уроках в 5-6-х классах я использую электронные приложения к учебникам географии издательства «Дрофа». Они представляют собой систему блоков теоретического материала, тренировочных упражнений и тестов. Структура электронного приложения полностью повторяет структуру учебника. Электронное приложение является хорошим помощником в работе преподавателю, идущему в ногу с современными технологиями преподавания.
Как вы уже знаете, в конце декабря правительство России, по инициативе премьер-министра Дмитрия Медведева, анонсировало запуск нового приоритетного проекта «Цифровая школа», который ближайшие пять лет будет реализовываться в российских школах.
Министр образования и науки Ольга Васильева говорит о том, что «Цифровая школа» потребует, прежде всего, содержательных изменений. Материально-техническое оснащение школ потребует больших затрат. Важный момент - «подготовка и переподготовка педагогов», потому что сегодня только 30‑40 % педагогов могут легко общаться с тем инструментарием, который на сегодняшний день существует в школе.
Действительно, проблема профессиональной ИКТ - компетентности современных педагогов является актуальной. Широкое использование цифровых технологий является условием выполнения федерального государственного образовательного стандарта второго поколения. Стратегия построения информационного общества в России формирует запрос не только на обновление информационно-образовательной среды общеобразовательных учреждений, но и на эффективное использование её ресурсов. А это невозможно без непрерывного профессионального развития педагогов. Приобретение информационной компетентности открывает перед учителями и обучающимися широкий спектр возможностей, обогащающих образовательную среду и позволяющих сделать процесс обучения более динамичным.
Поэтому мы, учителя, уже сейчас должны осваивать новые педагогические технологии, стараясь идти в ногу со временем, а ученики – с нашей помощью смогут приобрести умения получать информацию из различных источников, обрабатывать ее и применять в реальных ситуациях.
Применение педагогами информационно-коммуникационных технологий способствует раскрытию, сохранению и развитию индивидуальных способностей у школьников, формированию у учащихся познавательных способностей, стремления к совершенствованию, постоянному динамическому обновлению содержания, форм и методов процесса обучения и воспитания.
Сейчас очень важно формировать у школьников навыки жизни в цифровом мире, обучать их обработке и анализу данных, элементам программирования, дать новые возможности для развития их творческих способностей. Поэтому, важным условием для этого является проведение в классах высокоскоростного интернета, оборудование классов компьютерами и интерактивными досками.
Таким образом, развитие цифровых технологий в сфере образования зависит от деятельности, направленной на преобразование актуальной информационно-образовательной среды. При этом мы не должны забывать, что использование компьютерных технологий должно быть грамотно организованно и разумно дозировано, чтобы служить во благо процесса обучения и воспитания.
|